вторник, 4 мая 2010 г.

Что же такое скилл игры

Спасибо всем кто проголосовал во вчерашнем посте. Вдохновляет ) Думаю есть смысл почаще устраивать опросы, мне понравилась тема.

Но вернемся к теме. Скилл - способность, умение. Часто употребляется как "скилованый игрок", "мой скилл игры" и т.д. Давайте разберемся.

Сегодня был веселый спор между мной, и мной и человеком с гуманитарным образованием (слегка нетрезвым). Поэтому есть смысл вникнуть в философию вопроса.

Есть объективные и субъективные факторы. Объективные факторы, увы,  далеко не всем видны, но часто именно они залог успеха. Субъективные факторы видны всем и не всегда правдивы. Вот пример:

FPS, игра по сети (Counter Strike например). У игрока с более высоким пингом есть преимущество, у него есть лишние миллисекунды чтобы среагировать на ситуацию и убить противника. Ниже пинг - больше шансов убить, легче играть. Это скилл? Нет, это объективный фактор. Но игрок с большим пингом может использовать тактику, занимать выгодные позиции, бросить гранату в место ожидания врага и тупо просчитывать траекторию с поправкой на пинг (как настоящие снайперы делают поправку на ветер). Вот это уже скилл. Попробуйте победить над врагом, у которого объективно есть преимущество!

Но субъективно игрок с более высоким пингом кажется более скилованым. Конечно, у него больше фрагов, 1х1 он побеждает.

И противоречие субъективного и объективного часто очень остро.

А теперь к World of Warcraft, что же такое скилл? Отсечем субъективные факторы, которые либо вообще не имеют отношения к скилу или имеют косвенное отношение:

  • GearScore. На лбу запишите тем кто не в курсе, GearScore не равно скилу. Есть много путей получения игровых вещей, которые не требуют от игрока скила или вообще получаются полным топором. Например, покупка/фарм голда а потом ГДКП, крафт и т.д.
  • Достижения. Нелепость полная. Цену СРУ, почетной и по сегодня ачивы, покупают легко. Да и часто человека тупо протянули вагоном по инсту. Человек лежа увидел боссов, но умения от этого не прибавилось. 
  • Присутствие в топ-гильдии. Топ-гильдии часто ведут рекрутинг по всем классам и спекам без особого разбора. Уже потом делают выбраковку, и берут в рейды самых лучших. Поэтому надпись под ником не всегда соответствует содержимому ника (его может просто не успели кикнуть, или он тупо племянник ГМ и никому не мешает).
  • Высокий ДПС. О да, часто новых рекрутов тестируют на манекене, но это не показатель. Вы удивитесь очень, но это не всегда является показателем скила. У многих классов подобранные по гайду шмот/камни/чанты и тупо заученная ротация являются залогом высокого ДПС по манекену. Но на боссах придется не тупо долбить заученные клавиши, там еще масса действий, очень критичных для жизнеспособности всего рейда. То же самое можно отнести к "толстому танку" и хилу с мильеном маны и СПД.
Так что же такое скилл? 

Скилл - доскональное знание своего класса, спека и его способностей а также игровой механики в целом. Также это знание энкаунтера, и действий, которые могут облегчить жизнь рейду. Скилованый игрок может прервать свою ДПС ротацию чтобы выручить другого игрока. Скилованый танк своевременно заюзает жизнесберегающие абилки когда хилы не тянут. Скилованый хил вовремя кинет спасительную абилку на танка чтобы удержать его, даже если придется уронить кого-то из ДД или провалиться по хилу в рекаунте (и почки отобью тому, кто меряет хила по рекаунту). Скилованый рога, благодаря своим абилкам, дотанчит босса последних 10 секунд. Скилованый друид без просьбы в венике кинет иннер на хила. Скилованый игрок будет держаться до конца и сделает все для достижения успеха.

Можно привести массу примеров, когда скилл отдельно взятого игрока ведет к успешному убийству босса. В голову лезут нелепости, но я попробую что-то вспомнить из своего опыта и в целом. Что такое скилл:

Про рогу и хинта, которые возвращают агро на танка при срыве говорить не стоит, имхо это нормальные действия игроков.

В 25 ппл на Леди Шепот у меня (как у танка) часто проблемы со сбором паков. И вот есть пал, который всегда схватит сорвавшегося моба и подтащит ко мне чтобы я его "схватил". Если бы он этого не делал (а ведь не обязан, мог бы тупо выжимать ДПС), то моб пошел бы гулять по рейду ибо абилки в кулдане.

Соурфанк такой сонный бой. Бывает перехватываю босса когда дебаф уже спал но не упал на другого танка. Но я знаю что не более чем через 1 сек второй танк среагирует и заберет босса. 

Жертва тем же ДПС ради того чтобы сэкономить ману хилам. Да, можно задержаться в войд-зоне на 1 сек чтобы закончить цикл, но тогда хилы отвлекуться на вас и сожгут ману/уронят танка.

Заюзать зелье скорости или другой пот чтобы добить босса за 3 секунды до энрейджа.

Следить за агро и маной, а не тупо юзать макрос или барабанить цикл.

Помогать всем чем можно. Например "Длань защиты" пала после первого босса в ИВК снимет стаки дебафа. Тупой танк не снимет этот баф, умный скажет спасибо и, сняв, будет танчить червя.

Да тысячи таких моментов, которые отличают скилованого игрока от обычного топора.

Просто игра как-бы проста, сделал билд по гайду, зачантился как написано в гайде, камушки, гирскор нарастил. Обставился аддонами которые буквально орут "Беги мудак, беги!". А вот нет, что-то мешает убивать боссов. И тут начинается субъективное: танк/хил/кто-то еще прослакал. Разборы полетов на много минут. А сам то где был?

Это я к тому, что скилл помогает сгладить косяки других игроков. Скилованые игроки тоже ошибаются (пинг, лаги, чихнул, кофе разлил, отвлекся на 2 сек и т.д.), и у них есть надежда что их ошибку кто-то исправит, ведь в рейде много игроков. А если исправлять некому? А если кто-то тупо неспособен отойти от заданной РЛ/DBM/ДПС цикла программы? Долбить клавиши не думая? Типа: Я ЖМЯКАЛ ВСЕ ЧА НУЖНА, А ЧЕ?

Может тему не раскрыл, но все-же.

И тут загадочный вопрос: а реально при рекрутинге выявить скилованого игрока? Как-то проверить?

Вспомнилось, подал в гильдию мишко заявку. Я как КЛ должен пообщаться, но у меня интернет бажил. Ну я говорю: "Че вы паритесь, сходите в Залы Отражений, и двуруч мишке выбьете и как танка проверите". На что ответ: "Мишки плохо танчат паки, мне там сложно". Ну ебт...

16 комментариев:

Tarikka комментирует...

Я для себя еще определение скила вывела - опыт. В дополнение к уже написаному.
Ведь пока качаешься, не все успеваешь использовать, а потом постепенно накапливается опыт боев, опыт владения классом и использования всех-всех его способностей, узнаешь другие классы и находишь моменты где можно скооперироваться или помочь.

А выявить при рекрутинге наверное можно придумывая ситуации и спрашивая что бы сделал игрок. Хотя.. могут говорить одно, а по факту окажется не то.

Kotenok комментирует...

"В 25 ппл на Леди Шепот у меня (как у танка) часто проблемы со сбором паков."

(меланхолично) а в чем там может быть проблема? там с левой стороны два адда которых надо собрать, а справа - так вообще один. Ренжед-адды не танкуются.

Палыч комментирует...

У всего этого есть большой минус. Скилл не линкануть. И соответственно не доказать. А уж пока ты всех игроков сервера выучишь?..

Поэтому и остаются гирскор, ачивы и рекаунт. А варианты?

cepik комментирует...

(меланхолично) РЛ сказал держать весь пак - держу весь пак. Та и срывать есть кому.

А в целом я про принципиально разный стиль игры. Многим и опыт не сильно помогает.

Собеседование возможно что-то даст. Думал может предложите какие-то энкаунтеры нестандартные, где придется действовать не по тактике а по ситуации.

Анонимный комментирует...

так вот почему бедного рогу всегда убивают первым ) "мишки плоха танчат паки..." )
кстати оригинальное замечание от Kotenok, что ренжед адды не танкуются. поулыбался чуток ) не танкуются, то бишь танк на них забивает и они спокойна спамят болты в рейд, ложатся все тряпки, затем неизбежный вайп.
а вообще, скилл игрока на лбу не увидиш. помнится был у нас дру-хил, пока ходили ик и первый квартал цлк, все было хорошо. как только перешли к тухлому и гнилому, хил перестал проходить к тем кому он нужен, но друид хилил и в рекаунте занимал первые строки по лечению. так в чем же дело?? сначала у него был скил, а потом пропал? как так?

Kotenok комментирует...

"кстати оригинальное замечание от Kotenok, что ренжед адды не танкуются. поулыбался чуток ) не танкуются, то бишь танк на них забивает и они спокойна спамят болты в рейд"

Что значит спокойно спамят? Слева ренжед-адд один, его вырезают милишники (и сбивают ему касты, да) за несколько секунд.
Справа их два, одного сразу вырезают милишники (и задача танка - до боя сказать мили, какого адда они режут первым), возле второго тем временем танкуется мили-адд.
У заднего адда персональный танк. :) Если сдали перекошенного фанатика - его кайтит специально обученный хант.

Саша комментирует...

Здравствуйте, уважаемый автор! Очень люблю ваш блог и хочу задать вопрос, частично связанный с темой поста:

Подумываю над тем, чтобы вернуться в WoW после полугодового оффлайна. Как вы считаете, есть ли смысл дальше играть или уже слишком много всего произошло и упущено для меня?

Спасибо.

cepik комментирует...

2Kotenok

"специально обученный хант" это звучит )

2Саша

Будет даже интересно наверстать упущенное.

Выходили патчи, меняющие классовую механику. Придется пересмотреть билд, ротацию и глифы. Тут вам помогут классовые гайды, актуальные для 3.3.

Также приодеться, сейчас это происходит быстро.

Ну и гого ЦЛК фармить. Тактики придется почитать, но ничего сложного не вижу.

Пропущенный ИК это даже к лучшему.

Дег комментирует...

Я помню, как мне - танку и моей подруге-хилу, ГМ гильдии устраивал просмотр в героике Нексуса. Все было нормально, но внезапно глюкнул Аномалус, хаотические разломы спавнились по две по три штуки и часто, танк в моем лице и хил справлялись на ура, а дд во главе с ГМ не успевали ничего сделать из-за глюка:) В итоге после безнаженых траве пошлв Анкахетт, где после того как я ловко рефлектил теневые факелы и убивал мобов, ГМ решил что годен и вписал нас в Накс-состав.

А насчет танкования паков мишкой, после того как мишка собрал пак, проблемы все исчезают, постоянный спам трепки с глифом и размаха очень надежно держит пак.

Саша комментирует...

2 cepik
Ой-ой, а что такое ИК? Просто не слышал, не играл. :-)

Вообще тупо то, что я много разных инстов так и не пофармил из-за постоянных оффлайнов по полгода-год. Хотя, думаю, не критично, что я не убил Рагнароса. :)

Тангун комментирует...

Есть рабочая гипотеза, что скилл = навык.
Навык проходить боссов этим персонажем. И не более того.
Есть отличный сайт: http://www.wow-heroes.com/ Вбиваем туда название сервера, ник персонажа, щелкаем на закладочку Raid Statistics и внимательно смотрим, сколько раз человек проходил нужного нам босса этим персонажем.
Если собираем статик ЦЛК - смотрим статистику по прохождению ЦЛК.
А умеет ли этот человек адекватно проходить Залы отражений наверно избыточно :)
И швец и жнец и на дуде игрец бесспорно в ВОВ встречаются, но почему то большинство из них обладают хм.. сложностями характера...

cepik комментирует...

ИК это унылый и скучный инст, я про то, что попускать там особо нечего.

"скилл" не равно "навык"

Почему-то некоторые игроки быстро вникают в особенности энкаунтера, а некоторым нужно обязательно вайпнуть рейд раз 20. Вот как-то так, до кого-то доходит сразу, у кого-то и через 20 траев не получается.

Анонимный комментирует...

"Почему-то некоторые игроки быстро вникают в особенности энкаунтера, а некоторым нужно обязательно вайпнуть рейд раз 20."

Может быть "быстро вникают" потому, что многие энкаунтеры вов имеют более или менне похожие элементы, похожие абилки боссов. Зачастую различающиеся только масштабом и названием.

Потому человек, имеющий больший опыт, быстрее справляется с новыми энкаунтерами. А уж со старыми и давно заученными вообще никаких проблем.

В пве скил = опыт.
В пвп наверное тоже, может и не в той же мере как в бою с заскриптованными ботами.

cepik комментирует...

Разумный довод, но...

Тут нужно быстро и четко тсроить аналогии, типа "хм, да это же как на ...". Нужно думать и реагировать на ситуацию. Странно, но некоторые возможно способны, может просто не хотят.

Типичный пример: "Выходить из войд-зон, из любых, быстро и стазу, все бросив выходить". Это можно сказать о любом боссе в любой ситуации, но, дальше вы в курсе...

Анонимный комментирует...

Если у тебя проблемы на паках на десвиспер, выдерни себе руки, разверни другим концом и вставь обратно.

cepik комментирует...

Троль, иди нахуй!